Любите ли вы торт “Наполеон” с заварным кремом так, как люблю его я? Совершенно потрясающий, хрустящий, тающий на языке, он сам по себе является праздником.
На днях, собираясь рассказать вам, как делать мой «Наполеон», задумалась о том, почему он, собственно говоря, так зовется. Конечно, когда на то или иное блюдо наслаиваются пласты истории, время и множество дат, трудно достоверно определить, как однажды родился кулинарный шедевр, как стал популярным и какие события с ним связаны. Этот торт – не исключение. Версий масса – от романтических и сентиментальных до философских и обыденных…
Говорят, что любвеобильный император как-то морозным вечерком, сидя у себя в приемной зале, возле камина, что-то игриво шептал на ушко одной из фрейлин Жозефины. Внезапно в помещении появилась ревнивая супруга, требующая немедленного ответа: что происходит? Бонапарт не растерялся, а подсознание услужливо подсунуло ему ответ: «Я только что придумал гениальный рецепт торта, по секрету делюсь им с надежным человеком – хочу узнать мнение.» Пришлось Наполеону наобум придумывать состав и способ выпечки торта. А неподалеку находился один из маршалов Франции, ставший свидетелем этой истории – говорят, что именно Даву в тот же вечер рассказал о потрясающем рецепте всему Версалю, а придворный повар счел своим долгом подать новорожденный торт к столу уже на следующий день.
А еще говорят, что однажды, ввязавшись в войну с австрийцами, Наполеон, оказавшийся в тылу у врага, был несдержан и раздражителен – противник окружил войско императора, французы вынужденно отступали в том вялотекущем сражении. Но война войной, а обед по распорядку, и адъютант Бонапарта решил поинтересоваться, когда подадут еду. Император вспылил, ответил что-то резкое, потом все же приказал накрыть на стол, но спустя некоторое время устроил грандиозный скандал повару Лягупьеру по поводу поданного на обед цыпленка – оказалось, Наполеон не ест мясо курицы, о чем кулинар был осведомлен.
Судьба иногда совершает удивительные выкрутасы – через некоторое время на помощь к императору подоспел маршал Дезе, атаковавший армию генерала Меласа. Вовремя сориентировавшись и перестроив свои подразделения, Наполеон одержал победу в, казалось бы, уже проигранном сражении возле Маренго.
Одно омрачало радость: маршал Дезе, спасший армию Наполеона от поражения, погиб во время битвы… Император вызвал Лягупьера и приказал приготовить поминальный ужин, подчеркнув, что повар должен забыть о ненавистной курице.
Перед кулинаром стояла сложнейшая задача: накормить голодных мужчин, но обойтись без мяса. Почесав макушку, он отправил солдат собирать грибы на склонах Альп, рассказал, какие травы надо найти, а нескольких человек послал в близлежащую деревню за оливковым маслом и… цыплятами. На ужин было подано великолепное зеленое мясо, император принимал пищу с удовольствием.
По возвращению в Версаль Наполеон стал единоличным правителем Франции, купался в лучах славы, был окружен ореолом геройства. Бурная светская и общественная жизнь всегда имела одно исключение: Рождество Бонапарт праздновал только с близкими людьми. В сочельник морозного 1800 года император позвал своего повара: «В этот праздник рядом со мной будет Жозефина де Богарне. Ужин должен стать потрясающим. Мне все равно, что ты приготовишь, но обязательно включи в меню того зеленого цыпленка «Маренго» и что-нибудь великолепное на десерт – дамы любят сладкое, было бы неплохо, если б ты смог поразить Жозефину.» Улыбнувшись, повар удалился на кухню.
На ужин Наполеону подали зеленое мясо и торт: сверху лакомство украшала сахарная пудра, коржи были обильно смазаны кремом, но бока остались открытыми, демонстрируя множество слоев. Император нахмурился и спросил повара, что это значит. Лягупьер ответил:
– Жизнь циклична, события меняют друг друга, но повторяют уже свершившееся… Мы же должны всегда их помнить – это главное в жизни.
– Анри, ты имеешь в виду Маренго?
– Да, – кивнул головой повар.
Так торт «Наполеон» стал философским блюдом.
Но самая банальная версия сводится к тому, что торт вовсе не был сначала тортом – в 1912 году Россия праздновала сто лет со дня победы над французами. В честь этого праздника московские кондитеры придумали пирожное, по форме напоминающее наполеоновскую треуголку. Десерт со временем стал популярным и вырос до размеров торта.
Мне нравятся все версии – просто потому, что они есть, они о многом могут рассказать, многое напомнить и объяснить. Вы же выбирайте, во что верить лично вам, а я тем временем расскажу, как готовят этот торт в моей семье.
Рецепт далеко не классический, да и вкус конечного результата тоже мало похож на обычный «Наполеон» – сладкий, маслянистый, сытный, основательно-десертный. Такие пирожные я ела в детстве – и после одного кусочка желудок отказывался воспринимать даже мысли о добавке, за что глазенки, страстно мечтавшие о дополнительной порции сладкого, его презирали.
Тот торт, который я готовлю сейчас, выгодно отличается от своего прародителя – он легкий, невесомый, и скушать его можно много.
Для теста нужно всего ничего: 200 г маргарина (одна пачка),180 мл воды, 1 яйцо, 1 ст. л. уксуса, 13 ст. л. муки (ложки полные, «беремчатые», как я их называю). В миску насыпается необходимое количество муки (вообще-то это пол-литровая банка), туда же натирается маргарин. В стакане взбалтывается вода, яйцо, уксус. Вливается в муку, все хорошо вымешивается. Если чувствуете, что тесту не хватает муки – смело добавляйте: как только оно возьмет необходимое, вы поймете, потому что вымешанный шарик больше не захочет соединиться с мукой.
Дальше по большому секрету расскажу вам одну тайну: чтобы тесто стало «правильным», его надо побить. В прямом смысле слова: берете комок, поднимаете руки высоко над столом и с усилием бросаете вниз. И так – раз двадцать, не меньше. Чем лучше вы «отшлепаете» тесто, тем лучше оно будет себя вести в дальнейшем.
На фотографии вы видите массу уже после “наказания”.
После всех манипуляций разделяете будущий торт на 6 частей, раскатываете 6 коржей. Если получится больше или останется маленький кусочек неправильной формы – отлично, нам понадобится крошка для украшения верха (бока остаются открытыми, вы же помните).Раскатывая, принимайте во внимание, что готовые коржи не обрезаются, поэтому вам надо постараться придать им максимально прямоугольную и одинаковую форму. Выкладываете на противень, вилкой накалываете в нескольких местах, при температуре +180 С выпекаете до золотистого цвета (в духовку можно заглядывать, не стесняясь – «Наполеон» не обидится).
Теперь крем: 1,5 стакана сахара, 2 яйца, 3 ст.л. муки, 750 мл молока, ванилин и сливочное масло по вкусу.
Молоко кипятим. Яйца растираем с сахаром и мукой. В кастрюльку, где находится сахар и все остальное, через ситечко (это не каша, пенки нам здесь не нужны) аккуратно и по чуть-чуть вливаем немного охлажденное молоко, тщательно размешиваем. Когда сахар растворится в теплом молоке, ставим кастрюльку на плиту на минимальный огонь. И все время помешиваем, не останавливаясь ни на минутку! Помешиваем ложкой, на дне кастрюли рисуя «восьмерки». Примерно минут через 15 масса начнет загустевать, еще через 5 – «пыхтеть». Вот на этапе «пыхтения» кастрюльку можно отставить в сторону. По большому счету крем готов. Однако, я люблю, когда через пару часов в полученную массу добавляется ванилин и грамм 150-200 сливочного масла и хорошо взбивается – такой крем чуточку тяжелее, но в то же время элегантнее, праздничнее, изысканнее.
Последняя задача – удержаться и не съесть крем до времени подачи на стол, потому что коржи не перемазываются заранее. Когда в заварочник насыпан чай, когда вода вот-вот готова закипеть, когда чашки и блюдца послушно выстроились на столе, как Наполеоновская армия, берите поднос (я обхожусь стареньким алюминиевым листом для выпечки, потому как найти такую форму для торта в продаже – та еще головоломка), кладите первый корж (самый плотный из получившихся), выкладывайте сверху 3-4 ложки крема, пальчиками (именно пальчиками – не ложкой, не ножом – коржи неимоверно хрупкие, под натиском нечувствительной ложки они раскрошатся) распределяйте крем по поверхности коржа.
Приятного вам аппетита!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Кликните на иконку любимого сервиса: